Внимание, мошенники!

Работа с Интернет-ресурсами связана с различного рода рисками, в том числе и возможностью нарваться на мошенников. Она может быть связана как с предоставлением работы, услуг или осуществлением покупки. Общение с недобросовестными пользователями может привести как к заражению компьютера, так и к потере внушительных денежных сумм.

Наиболее распространенными схемами обмана на сегодняшний день являются:

1. Мошенничество под предлогом блокировки банковской карты

На мобильный телефон поступает смс-сообщение: «Ваша банковская карта заблокирована. Перезвоните по такому-то номеру» или «С вашей банковской карты списаны денежные средства. Перезвоните по телефонному номеру».

Обеспокоенный владелец карты звонит по указанному номеру. Ему отвечает мошенник, который представляется сотрудником банка. Не подозревающий обмана гражданин, сообщает незнакомцу реквизиты карты либо самостоятельно, по указанию лжесотрудника банка, осуществляет через банкомат манипуляции со своей карточкой, якобы, для восстановления активности счетасчета. В результате владелец карты переводит свои денежные средства на абонентский номер или банковский счет преступника.

Что делать, если пришло такое сообщение?

Никогда не следуйте рекомендациям подозрительных смс-сообщений. В такой ситуации следует позвонить в банк по номеру телефона, который указан на банковской карте, официальном сайте банка или в договоре.

Помните:

— настоящие банковские сотрудники ни по телефону, ни в электронном письме не просят назвать пин-код карты;

— банковские карты нельзя разблокировать через обычный терминал, поэтому, только мошенники могут попросить отправитьсяк ближайшему банкомату и ввести определенную комбинацию цифр, якобы, для разблокировки счета;

— если банкомат принял вашу карту и пин-код, значит, она не заблокирована.

2. Мошенничество через сайты бесплатных объявлений

Потерпевший размещает или находит в интернете объявление о продаже товара (как-правило, по привлекательной цене) или о спросе на какой-либо товар. Далее с ним под видом продавца или покупателя связывается незнакомец. Он требует аванс или, если, мошенник выступает в роли покупателя, сообщает о своей готовности внести аванс. Затем, якобы для перечисления предоплаты, преступник просит сообщить номер банковской карты. Получив его, он сообщает потерпевшему, что на его телефон придет смс с кодом, без которого невозможно перечислить деньги, и просит продиктовать его. Выполнив все требования, потерпевший через некоторое время обнаруживает, что с карты списали деньги, а номер, с которого звонил лжепродавец или лжепокупатель недоступен.

Что делать, если вы решили купить или продать товар через сайт объявлений?

Если покупатель или продавец просит для внесения задатка продиктовать номер карты, а затем код, поступивший в смс-сообщении – это мошенник! Для перечисления денег достаточно номера карты, который указан на ее лицевой стороне.

Если вы все-таки решили внести аванс, удостоверьтесь в честности продавца. Проверьте, используя Интернет или приложение в мобильном телефоне, действительно ли его абонентский номер относится к указанному в объявлении региону. Задайте собеседнику наводящие вопросы. Например, спросите, как выглядит какое-либо конкретное здание в городе, из которого он звонит, и так далее.

3. Родственник задержан сотрудниками правоохранительных органов

Одна из часто встречающихся схем обмана. Как-правило, вечером или ночью потерпевшему звонит незнакомец, который представляется сотрудником правоохранительных органов, и сообщает: «Ваш родственник попал в ДТП» или «задержан за наркотики», или «избил человека». Для «решения проблемы» он требует перечислить определенную сумму. Поверив преступнику, потерпевший переводит на указанный счет или абонентский номер сотовой связи названную сумму, либо передает деньги курьеру. Вскоре после этого он узнает, что с родственником все в порядке.

Что делать, если поступило сообщение о родственнике, попавшем в беду?

Не стоит поддаваться панике. Прервите разговор с незнакомцем и свяжитесь по телефону, через близких, знакомых или соседей с родственником, который, якобы, попал в беду.

Если вы все-таки вступили в разговор, задайте собеседнику, представившемуся сотрудником правоохранительных органов, следующие вопросы: попросите назвать конкретный адрес, где случилось происшествие или куда якобы доставили вашего родственника, номер телефона дежурной части и так далее.

4. Сообщения в социальных сетях с просьбой о материальной помощи

Потерпевшему, зарегистрированному  всоцсети, приходит сообщение от друга с просьбой одолжить денег. Предлоги могут быть самые разные: заболел, уволили, срочно надо пополнить счет и так далее. Если человек соглашается, ему высылают номер банковской карты или номер телефона, на который он переводит указанную сумму. Спустя некоторое время потерпевший узнает от друга, что его страничка в соцсети была взломана и он не просил ни о какой материальной помощи.

Что делать, если друг просит в соцсети помочь деньгами? 

Если в социальной сети пришло сообщение от друга с просьбой о материальной помощи, и вы готовы ее оказать, не спешите перечислять деньги. Удостоверьтесь, что вам действительно пишет ваш знакомый. Например, свяжитесь с ним по телефону.

5. Мошенничество с использованием вирусного программного обеспечения.

Владелец телефона переходит по ссылке, которая пришла ему в смс или ммс-сообщении, либо, при пользовании мобильным интернетом, заходит на подозрительный сайт. В это время на телефон устанавливает вирусная программа, которая скрыто обнаруживает банковские карты, привязанные к номеру, и частями переводит с них денежные средства на счета мошенников. Программа работает таким образом, что владельцу телефона не приходят смс-сообщения о списании денег. Кроме того, через время она самостоятельно удаляется.

Как обезопасить себя от хакерских атак?

Не переходите по ссылкам при получении сообщений с неизвестных абонентских номеров. При получении таких смс или ммс удалите их. Не заходите на подозрительные сайты.

Используйте антивирусные программы, предназначенные для аппаратов мобильной связи.

6. Мошенники, выступающие под видом работодателей.

Потерпевший размещает на Интернет-сайте объявление о поиске работы. Ему звонит неизвестный, который представляется руководителем предприятия (организации) и предлагает для беседы приехать в офис (отдел кадров), при этом, указывает реальный адрес какого-либо административного здания или фирмы. Пока потерпевший едет, ему поступает очередной звонок. «Работодатель» просит пополнить его телефонный счет, так как сам, якобы, очень занят, и взять чек, по которому он вернет деньги. Выполнив просьбу неизвестного, потерпевший приезжает по указанному адресу и выясняет, что его на самом деле его никто не приглашал. Телефоны, с которых поступали звонки, к этому времени оказываются вне мобильной сети.

Как отличить лжеработодателя?

В ходе телефонного разговора обсудите с потенциальным работодателем различные нюансы. Узнайте, какую именно он занимает должность, в какой организации работает, попросите описать местность, где расположено указанное им здание. В большинстве случаев преступники не являются местными жителями и не знают многих нюансов: этажности здания, цвета фасада, достопримечательностей и так далее.

В случае подозрений на мошеннические действия незамедлительно обращайтесь в полицию.