Благотворитель или мошенник?

Эти советы помогут выявить недобросовестных волонтеров, подозрительные фонды и просто мошенников, которые наживаются на желании людей делать добро. Считается, что сфера благотворительности эмоциональна и разум там просто неприменим. Нам не объясняют, как отличать тех, кому действительно помощь нужна, от мошенников, спекулирующих на людском сочувствии. И не говорят о том, какие форматы помощи реально полезны, а какие только вредят.

Как проверить на подлинность призыв о помощи в Интернете?

  1. Не торопитесь. Призывы помочь часто содержат просьбу сделать это немедленно. Иногда это признак отчаянного желания человека оказать помощь своему близкому. Однако нередко к такой формулировке прибегают мошенники. Их цель – сыграть на сиюминутных эмоциях, не оставляя пользователю времени на раздумья.

Помогая мгновенно, вы можете не только поддержать нечистых на руку людей – у вас есть риск навредить человеку, которому в самом деле нужна помощь. Очень часто сбор средств идет на те способы лечения, которые, например, семья ребенка выбрала самостоятельно, а на самом деле такие методы малышу противопоказаны.

  1. Обратите внимание на типичные сюжеты.«Очень большая сумма требуется на лечение тяжелобольного ребенка, она нужна срочно, а лечение необходимо за рубежом, потому что именно там медики – волшебники, в то время как российские врачи разводят руками». Это наиболее типичный сюжет, указывающий на вероятность мошенничества.
  1. Проверьте информацию. Как правило, сначала пользователи переводят деньги и только потом начинают интересоваться деталями. Возникает желание привлечь как можно больше внимания к проблеме, и люди начинают звонить в редакции СМИ и благотворительные фонды. Тогда-то и может выясниться, что просьбы о помощи приходили со взломанного аккаунта. 
  1. Как проверить благотворительный фонд? Зайдите на его страничку в Интернете. Обратите внимание на признаки, указывающие на мошенничество:

* сайт фонда имеет сомнительный адрес – используется кривая транслитерация;

* он редко публикует новости, со СМИ не сотрудничает, партнеров у него нет;

* фонд забывает про отчетность и не публикует сообщения о том, как и на что были потрачены деньги;

* на сайте удаляют комментарии и «банят» задающих вопросы;

* не указаны банковские реквизиты – только электронные кошельки или личные счета;

* размер минимального пожертвования внушительный. Например, вам предлагают пожертвовать не менее 1000 рублей;

* чтобы прочитать объявление о помощи, нужно отправить СМС или пройти верификацию;

* если на сайте организации указаны номера телефонов, сначала позвоните тем, кто просит о денежной помощи (лучше с городского телефона) и поговорите с сотрудниками фонда.

Спросите, где можно почитать отчетность фонда, какие средства и на какие цели они были направлены. Расспросите, кому фонд помогает сейчас, предложите себя в качестве волонтера.

Уличная благотворительность – это чаще всего обман. Редко, но случается, что на улицу для сбора пожертвований выходит реальный человек, у которого случилась беда. В основном же с прохожих собирают деньги мошенники. Они организованны, одеты в «униформу», с собой имеют запечатанные стеклянные боксы. На ящиках – фото ребенка, диагноз и реквизиты для перечисления средств. С собой мошенники даже могут иметь «копию истории болезни» этого ребенка. Однако все вышеперечисленное не свидетельствует о том, что перед вами волонтеры из настоящего благотворительного фонда.

Организация может быть реально зарегистрирована и даже направлять часть средств на лечение больных – процентов 5-10. Остальные деньги уходят на поддержание бизнес-схемы, то есть на заработок самих мошенников.

Как проверить волонтеров на подлинность?

  1. Настоящего волонтера вы встретите на специальных мероприятиях, которые проходят с большим размахом: на благотворительных концертах, фестивалях, ярмарках.Мошенникам шумиха не нужна, они предпочитают уличную анонимность.
  1. Настоящие благотворители всегда вскрывают боксы с пожертвованиями в присутствии наблюдателей, пересчитывают деньги и вносят в бюллетень. Деньги кладут на счет организации в банке, эта информация отражается в публичной отчетности.